Авторизация
+7 812 702-13-35

Транспортное моделирование в привокзальной зоне аэропортов на базе программных продуктов PTV

10 апреля в Санкт-Петербурге на Встрече пользователей программных продуктов PTV, организаванной ООО "А+С Транспроект" и PTV Group, компания "ВТМ дорпроект" получила главный приз и грант в размере 7777 евро за проведение работ по моделированию транспортных потоков привокзальной площади Северного терминального комплекса (СТК) Международного аэропорта Шереметьево. Члены жюри оценили оригинальность подхода к решению стандартной задачи, а также факт выявления дополнительных возможностей программного продукта PTV (программное обеспечение для моделирования транспортных потоков, сертифицированное Росаккредитацией). По условиям конкурса компания сможет потратить грант на программные продукты PTV и обучение своих сотрудников.
 
Начальник отдела  моделирования компании Дмитрий Елистратов, который представлял проект на сессии PTV Express, рассказал о возможностях применения инструментов моделирования транспортных потоков для авиаиндустрии, а также об особенностях проведения таких работ в привокзальной зоне аэропортов.
 
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
По словам Дмитрия Елистратова, процесс моделирования транспортных потоков состоит из двух составляющих частей: макромоделирование и микромоделирование. Дело в том, что в транспортном планировании и проектировании выделяют два уровня. Первый — это стратегический уровень, называемый макромоделированием. Его основная цель при работе с аэропортами заключается в том, чтобы определить мероприятия, необходимые для обеспечения доступа к аэровокзалу. Макромоделирование помогает взаимоувязать развитие улично-дорожной сети, скоростной внеуличный транспорт, например аэроэкспресс, и планы по увеличению мощностей терминальных комплексов аэропорта.
 
Микромоделирование транспортных потоков — это тактический уровень транспортного планирования. В рамках микромоделирования оценивается взаимодействие пешеходов и наземного пассажирского транспорта. Целью микромоделирования транспортных потоков привокзальной площади аэропорта является минимизация задержки транспорта и пешеходов в районе привокзальной площади.
 
"В рамках работы с Международным аэропортом Шереметьево нашей целью было предложить альтернативные варианты схемы организации движения в местах, где были выявлены затруднения в движении, оптимально развести потоки таксистов, индивидуального транспорта, пешеходов, предпочитающих личные автомобили. Задача микромоделирования транспортных потоков — оптимальная схема движения. Соответственно, комплексный подход, который был осуществлен в рамках макро- и микромоделирования, позволил нам выработать как дорожную карту по развитию, увязанную с развитием терминалов, так и удобную схему движения в районе привокзальной площади", — заявил Дмитрий Елистратов.
 
Для проведения работ по моделированию транспортных потоков компания "ВТМ дорпроект" в 2011 г. закупила программный продукт PTV Vision производства немецкой компании PTV Group. Это единственное программное обеспечение для моделирования транспортных потоков, сертифицированное в нашей стране.
 
АЭРОПОРТЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
Первым проектом компании в работе с представителем авиационной отрасли стала разработка документации для реконструкции улицы Наркомвод — подъезда к международному аэропорту Жуковский. На данный момент этот проект находится на стадии вхождения в государственную экспертизу. Реализация проекта позволит обеспечить закладываемые темпы роста воздушной гавани.
 
Кроме этого, "ВТМ дорпроект" проектировала подъезд к Летно-исследовательскому институту им. М. М. Громова (ЛИИ) от трассы М5 "Урал". Как отметил Дмитрий Елистратов, работы проводились до открытия в Жуковском пассажирского аэровокзала, однако уже тогда закладывались объемы и мощности для того, чтобы объект выполнял свои функции с учетом появления пассажирского аэровокзала.
 
"ВТМ ДОРПРОЕКТ" И ШЕРЕМЕТЬЕВО
Первым этапом работы компании с крупнейшим аэропортом России — Шереметьево стало проектирование схемы организации дорожного движения и разработка проектной документации привокзальной площади терминала B.
 
Напомним, что согласно мастер-плану развития Международного аэропорта Шереметьево в настоящее время ведутся работы по развитию СТК и строительству третьей взлетно-посадочной полосы. Это позволит увеличить пропускную способность СТК до 80 млн пассажиров к 2026 г., обеспечит полномасштабное развитие авиакомпании "Аэрофлот" и других авиаперевозчиков и повысит привлекательность Москвы в качестве международного транзитного узла.
 
Для обеспечения устойчивого транспортного обслуживания пассажиров в терминалах СТК аэропорта Шереметьево компания "ВТМ дорпроект" разрабатывает проект "Моделирование транспортных потоков с учетом развития Северного терминального комплекса Международного аэропорта Шереметьево". В рамках данного проекта компанией выполняются работы по определению перспективных нагрузок прибытия/убытия пассажиров и транзитного транспортного потока.
 
По результатам макромоделирования транспортного потока в Шереметьево компании удалось получить так называемую дорожную карту развития СТК, которая взаимоувязывает сроки ввода терминалов в эксплуатацию и необходимые мероприятия по развитию транспортного комплекса. "Перед нами стояла задача увязать развитие улично-дорожной сети терминала С (20 млн пасс.) и терминала С2 — это еще 10 млн чел. Соответственно, мы должны были выработать мероприятия по развитию улично-дорожной сети и подготовить некий план — что вводится и что нужно из транспортной инфраструктуры реализовать”, — говорит Дмитрий Елистратов.
 
Первый этап работ, включающий моделирование транспортных потоков привокзальной площади, был завершен в конце марта — именно за него "ВТМ дорпроект" и получила грант. Сейчас компания реализует второй этап — моделирование транспортных потоков в радиусе пяти километров от привокзальной площади. Работы должны завершиться к июню.
 
"Как театр начинается с вешалки, так и любое путешествие или деловая поездка начинается с привокзальной площади. Именно поэтому вопросы организации транспортного движения на подъездах к аэропорту являются важнейшими для обеспечения бесперебойной и качественной работы современного аэропорта. Комплексный подход при планировании и использование современных методов моделирования транспортных потоков позволяют определить оптимальный вариант транспортного обслуживания крупных инфраструктурных объектов и обеспечить в долгосрочной перспективе безопасный и быстрый подъезд пассажиров к транспортному узлу", — отметили в компании.
 
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АЭРОПОРТОМ
Начав работу с Шереметьево, компания столкнулась с проблемой: возможности программного обеспечения PTV не позволяли в полной мере провести моделирование взаимодействия пешеходов с транспортом, так как стандартный функционал не предполагал остановку личного транспорта для посадки и высадки пассажиров. В таком случае не получилось бы выявить помехи, создаваемые пешеходами транспорту, и наоборот.
 
Для решения этой проблемы компания провела ряд консультаций с разработчиком, в ходе которых был найден способ провести моделирование с учетом существующего функционала: "В инструменте моделирования мы начали моделировать каждое транспортное средство как маршрут автобуса. Нами просто был заменен подвижной состав на обычное такси — из него выходят люди, 3D-анимация визуализируется, и в результате заказчик сразу получил презентацию в формате 3D, в которой было представлено взаимодействие пешеходов и транспорта. В итоге наша модель соответствует реальному движению на привокзальной площади, которое наблюдается сейчас", — сказал Дмитрий Елистратов.

Первый вуз в Узбекистане стал обладателем академической версии программ PTV Traffic Suite

Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог будет обучать студентов моделированию на базе программ PTV.

Представили на Connected Car Conference технологии PTV Vissim для разработки автономных и «подключенных» авто

 

23 мая в мероприятии принял участие директор по развитию «А+С Транспроект» Кристиан Бёттгер.